[Идем и сделаем что-нибудь такое, чего мы не можем сделать]
Сегодня на паре по истории немецкой литературы в очередной раз убедилась, насколько меня раздражает существующая система образования. И это печально. Потому что никакого другого курса я все эти четыре года не ждала так, как этого - "литература страны изучаемого языка". А в результате получилось ещё хуже, чем до этого с "историей и культурой". Бесконечные списки литературы, насчёт которых заранее известно, что даже самые лучшие из нас прочитают от силы несколько книжек. Канонада из имён, дат и названий, стремительным и бессмысленным потоком обрушивающаяся на головы несчастных студентов, которые их большей частью даже не воспринимают, потому что курс ведётся на немецком и приходится прилагать нечеловеческие усилия, чтобы при таком темпе речи преподавателя успевать на слух записать хотя бы что-то - неважно даже, что именно. Желание преподавателя за возможно меньшее количество времени загнать в головы учащихся возможно большее количество информации... Результат ясен, и я во всей красе видела его сегодня на лицах своих однокурсников. Равнодушие. Усталость. Скука. Отвращение.
Неужели хоть кто-то из нас, прослушав этот курс, загорится желанием изучать немецкую литературу? Вряд ли. Разве уж не благодаря, а вопреки.
Тогда для чего это нужно? Просто для галочки? Для "расширения культурного кругозора" - знать названия и краткое содержание книг, которые ты никогда не держал в руках?
Главное, каких-либо обсуждений того или иного произведения не ведётся. В принципе. Просто "в этом романе, типичном произведении романтизма/классицизма/реализма и т.д. выражется вот это, вот это и ещё вот это...". Всё просто. И все счастливы.
Пожалуй, даже наше аналитическое чтение мне нравится гораздо больше. Хотя оно иногда до дрожи напоминает мне работу паталогоанатомов - разрезающих на части то, что было живым текстом. Но такое препарирование по крайней мере интересно. И голова при этом работает очень даже интенсивно.

Ну а чтобы всё не было совсем уж грустно, запишу себе здесь кое-что на память о том, что сегодня у меня всё-таки состоялась встреча с по-настоящему живой литературой.
Спасая себя от скуки и серости будней, ухитрялась читать на парах томик стихов одного из своих любимых поэтов.
Юлия Друнина - поэт "фронтового поколения" . Стихи у неё, конечно, не только про войну. Но всё-таки печать той страшной (но и великой!) эпохи на них очень видна... и это хорошо. Особенно в наше время.
У меня лично с Друниной вообще какие-то странные отношения. Иногда её стихи ложатся на некоторые мои задумки так хорошо, как обычно бывает только с музыкой. Например, вот это:

Худенькой, нескладной недотрогой
Я пришла в окопные края,
И была застенчивой и строгой
Полковая молодость моя.

На дорогах родины осенней
Нас с тобой связали навсегда
Судорожные петли окружений,
Отданные с кровью города.

Если ж я солгу тебе по-женски,
Грубо и беспомощно солгу,
Лишь напомни зарево Смоленска,
Лишь напомни ночи на снегу.

И ещё - особенно актуальное. Прямо хоть себе на стенку пиши:

Работа

Да, в итоге по высшему счёту
Лишь за труд воздаётся сполна,
И работа, одна лишь работа
В книге жизни тебе зачтена.
Ты в простое - безделица ранит,
Ты в простое - беспомощна ты...
От душевной усталости ранней,
От тщеславия и суеты,
От тоски, настоящей и ложной,
От наветов и прочего зла
Защити меня, бруствер надёжный -
Бруствер письменного стола.

@музыка: Мельница - "Зима"

@настроение: пока не очень, но уже ползёт вверх

@темы: книги, Германия, универ

Комментарии
17.10.2012 в 00:32

Unicorns? Someone say «unicorns»?!
О гнилой системе образования
Эстель, она гнила, гниет и будет гнить всегда. И тут ты ровным счетом ничего не сделаешь. Потому что она рассчитана не на энтузиастов, готовых с блеском в глазах обсуждать предмет и всё с ним связанное, а на среднестатистическую серую массу, которая хорошо, если вообще терпит хотя бы простое запоминание элементарной информации. В школе тоже самое. Литература, история, мировая художественная культура? Да кому это нужно? Люди не видят необходимости не то что изучать, даже знать что-либо из этого, так как считают, что спокойно могут обойтись в жизни без всяких там писателей и глупых книжек. А некоторые воспринимают учёбу настолько негативно, что всё, связанное с ней, воспринимают в штыки или просто отвергают (знаем, проходили).
Честно, я рада, что современных писателей не проходят ни в универах, ни в школе. У них есть радостная возможность не превратиться в предмет лютой ненависти учащихся и мёртвый объект, с завидным упорством мусолящийся преподавателями с развитым синдромом поиска глубинного смысла в каждом слове несчастного произведения.

О радостных открытиях бытия
Кажется, этот самый синдром есть не только у преподов (смеется). Шучу-шуткую, но ты ведь теперь действительно видишь чуть ли не везде что-то, перекликающееся с твоими сюжетами. Ещё немного, я тоже попаду под категорию "связано с...".
А с поэтами, поднимающими настрой и кажущимися необычно родными, я тебя понимаю. Прекрасно понимаю. Сама знаешь, в каком я восторге от одного калининградского "творца".
22.10.2012 в 14:51

[Идем и сделаем что-нибудь такое, чего мы не можем сделать]
Эстель, она гнила, гниет и будет гнить всегда. И тут ты ровным счетом ничего не сделаешь.
Наверное, ты права. И всё-таки мне хотелось бы попытаться... Так, несбыточные мечты.
Люблю разрабатывать разные теории на этот счёт.
Честно, я рада, что современных писателей не проходят ни в универах, ни в школе.
Это точно. Меньше всего везёт русской классике - некоторые книги я уже не могу читать, не слыша то и дело "закадровый" голос, болтающий про композицию сюжета и ей подобные ужасы.

Шучу-шуткую, но ты ведь теперь действительно видишь чуть ли не везде что-то, перекликающееся с твоими сюжетами. Ещё немного, я тоже попаду под категорию "связано с...".
Не бойся, тебе это не грозит. Честно говоря, мне страшно повезло с моей семьёй - вы все настолько интересные, что даже моим персонажам до вас далеко, как до звёзд. А не будь это так, я бы, наверное, давно уже замкнулась в мире своих фантазий... И это было бы совсем плохо.
А так... На самом деле, иногда я нарочно играю в такую игру - "подбери соответствие". А иногда выходит случайно. Но, в любом случае, поделать я с этим ничего не могу. И, пожалуй, даже не хочу.

Сама знаешь, в каком я восторге от одного калининградского "творца".
Да, знаю) Вообще, всегда вдвойне радостно, когда натыкаешься на современные хорошие стихи. А то сейчас, с одной стороны, стихи пишут все кому не лень, а с другой стороны - Боже мой, какая же всё это по большей части заумь...
25.10.2012 в 17:07

Unicorns? Someone say «unicorns»?!
Так, несбыточные мечты. Люблю разрабатывать разные теории на этот счёт.
Немного поправлюсь: образование будет гнить до тех пор, пока не будут созданы условия для нормального его функционирования, а люди не возьмутся за ум и не прекратят цепляться за устаревшие методы. В прочем, это почти равносильно слову "всегда". Но, возможно, твои теории когда-нибудь принесут большую пользу. Отчаиваться не стоит.

А не будь это так
Не будь это так, ты бы вообще вряд ли взялась за перо. За наши творческие натуры прежде всего маме нужно сказать спасибо.))

И, пожалуй, даже не хочу.
Правильно. У меня вот к любому рассказу, персонажу в голове снимается целый фильм - с декорациями, монологами и музыкой. Мосфильму и не снилось.

А то сейчас, с одной стороны, стихи пишут все кому не лень, а с другой стороны - Боже мой, какая же всё это по большей части заумь...
Ага. Нечто вроде "тут туман а здесь война, мы все умрем пока-пока, но любовь не сдохла, ещё жива, поэтому бутерброд".
28.10.2012 в 11:45

[Идем и сделаем что-нибудь такое, чего мы не можем сделать]
Но, возможно, твои теории когда-нибудь принесут большую пользу. Отчаиваться не стоит.
Спасибо за поддержку)

Не будь это так, ты бы вообще вряд ли взялась за перо. За наши творческие натуры прежде всего маме нужно сказать спасибо.))
Это так. Как представлю, что росла бы в какой-нибудь "среднестатистической семье", так у меня прямо мурашки по коже... Хотя нет, я бы там не росла. Меня, с моим характером (весьма специфическим, особенно в детстве) просто утопили бы :bang:
Но, кстати, если основы моей творческой личности, без всякого сомнения, заложены мамой, то за то, что из всего этого в конце концов вышло, стоит поблагодарить тебя. Не может же быть совсем уж случайностью то, что за первое своё произведение, которого я не стыжусь, я взялась именно тогда, когда мы с тобой поселились вместе (и началась когнитивная симфония...).
Не будь тебя, солнце, я писала бы вовсе без описаний чего-либо, про людей, проживающих в безвоздушном пространстве. И страдающих от массированных атак рефлексии (в размерах куда больших, чем на данный момент). А уж про чисто творческие моменты я и вовсе молчу...




Правильно. У меня вот к любому рассказу, персонажу в голове снимается целый фильм - с декорациями, монологами и музыкой. Мосфильму и не снилось.А то сейчас, с одной стороны, стихи пишут все кому не лень, а с другой стороны - Боже мой, какая же всё это
Ничего себе! :hlop: Жаль, что другим посмотреть нельзя, что у тебя в голове творится... А я, кстати, давно думала, что из тебя вышел бы классный режиссёр.

Ага. Нечто вроде "тут туман а здесь война, мы все умрем пока-пока, но любовь не сдохла, ещё жива, поэтому бутерброд".
:laugh: Да. Вот где-то именно так.
07.11.2012 в 12:56

Unicorns? Someone say «unicorns»?!
Меня, с моим характером (весьма специфическим, особенно в детстве) просто утопили бы
Варвары. Такой феномен психологической природы человека - и вдруг топить.)

и началась когнитивная симфония...
О да-а-а. Генератор идей под названием Эрхог весьма рад был получить кого-то, кто, в отличие от него самого, способен реализовать собственные фантазии.
А я твоя муза, ахах.

Жаль, что другим посмотреть нельзя, что у тебя в голове творится
Не рекомендую.. Любой ментальный маг умер бы от такого количества несвязанных друг с другом мыслей.

А я, кстати, давно думала, что из тебя вышел бы классный режиссёр.
Издеваешься?) Бедные актёры!

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail